воскресенье, 03 августа 2008
Южное солнце клонилось к закату, покидая холодный дворец с мраморными полами и узкими окнами. В полумраке пустынного зала инфанта лет семи разучивала придворный танец. Наряженная, как взрослая, в пышное платье, она уверенно выделывала холодные и замысловатые па. Кавалера изображала старая фрейлина.
читать дальшеГофрированный воротник натирал ей шею, а застарелый ревматизм изредка напоминал о себе, однако она успевала не только танцевать, но и поправлять движения девочки. Уродливый карлик, сидя прямо на полу, подыгрывал им на лютне. Остальные дамы, невзирая на всю строгость этикета, с трудом сдерживали умиление при виде сосредоточенного лица инфанты.
Однако эта идиллическая сцена не могла погасить беспокойство в глазах двух мужчин, наблюдавших за ней из-за колонны.
-Но при чем тут сны, ваше величество? – тихо произнес лейб-медик, настороженно поглядывая на своего собеседника.
-Сны инфанты – это ее судьба, - с холодной убежденностью ответил король, непроизвольно сжав в кулак морщинистую руку. - Древнее предание гласит, что члены нашего рода видят во сне свое предназначение. Моему отцу снились сражения с драконами. И наяву его ждали войны, бесчисленные победы и прозвище "Завоеватель". Мне грезились моря и дальние страны. И я снарядил пять кругосветных экспедиций, присоединивших к нашему королевству новые земли, за что меня прозвали "Мореплавателем". Но когда завершится мой путь, я передам страну в руки моей единственной дочери. Готова ли она стать королевой? Ответ скрыт в ее снах.
Последние лучи солнца скрылись за горизонтом, и черный бархат ночи во всем своем великолепии сошел на землю. В неясном свете свечей инфанта готовилась ко сну. Фрейлины сняли с уставших плеч инфанты тяжелое парчовое платье, и худенькая девочка в ночной рубашке свернулась калачиком среди душных пуховых одеял, погрузившись в долгожданный сон.
…И вот она снова стоит на грубо сколоченной деревянной сцене, в платье из раскрашенной мешковины. А внизу - лица простолюдинов, пришедших на городскую площадь посмотреть представление бродячего театра. Сегодня она играет влюбленную девушку, преданную своим избранником, - произносит длинный монолог и закалывается деревянным кинжалом.
Пьесы и роли постоянно меняются, но каждое представление завершается одним и тем же – яркой, горячей и страстной пляской, так не похожей на церемонные придворные танцы. Ее радостно подхватывают даже зрители.
-Что это? – в который раз спрашивает она.
-Фанданго, - звучит в ответ.
Ей нравится не только танец, но и само название, скачущее во рту как язычок пламени. Как не хочется просыпаться!
Утреннее солнце едва заглянуло в спальню, а лейб-медик уже стоял у кровати инфанты. Скрывая волнение, он с деланным равнодушием задал традиционный вопрос:
-Ваше высочество, что вам снилось этой ночью?
-Ничего, - поджав губы, ответила инфанта. Это должно было остаться ее тайной.
***
Уже немолодая королева еще раз всхрапнула и проснулась. Все тот же сон, что снится ей с самого детства. Опять эта сцена бродячего театра, опять этот необузданный фанданго. Где же фрейлины? Помогите мне одеться, сегодня столько дел! Чего вы хотите, лейб-медик? Этот – уже третий в ее жизни, а задает все тот же вопрос! Ну, и ответ он получит традиционный: «Ничего!». Даже отец так и не узнал правду и умер, смирившись, что судьба его дочери не известна никому. Но ради него она рискнула поспорить с судьбой.
С утра ее ждал Государственный совет. Подобно царю Соломону из мистерии, сыгранной лет пять назад, она была вынуждена внимательно выслушивать каждого, взвешивая все "за" и "против", не доверяя даже советникам. Вот и сегодня министр Южных уделов попытался присоединить к своему поместью лишний кусок за счет коронных земель. Однако вовремя сыгранное королевой недоумение заставило его тут же отказаться от своих планов.
Днем - прием послов. Ей пришлось несколько часов сидеть на троне и изображать величие. Слава Богу, это – самая простая роль! В свое время, воодушевив своих солдат и генералов на победу, она заставила соседей покориться. Теперь послы только льстят.
А вечером ее ждал церемонный и роскошный бал. Дворец сверкал золотом и огнями – ее игра заслуживала достойной декорации. Наклеив на лицо благосклонную улыбку, королева разгуливала среди гостей, изображая радушную хозяйку. При этом лживые комплименты придворных, именовавших ее Великой и Прославленной, можно было спокойно пропустить мимо ушей, как высокопарные и пустые монологи партнеров по сцене.
Однако ночь принадлежала ей. Выгнав из спальни фрейлин, она переоделась, открыла единственным ключом потайную дверь и покинула дворец. Никем не узнанная, королева поспешила через толпу, на площадь Сан-Хосе. Сегодня ночью бродячий театр давал там представление. Вот уже послышались финальные аплодисменты, зазвучал знакомый перебор гитары, народ пустился в пляс.
Какой-то пожилой дон в потрепанном плаще склонился перед ней, приглашая на танец. На мгновенье замешкав, королева протянула ему руку, всей душой отдавшись страстному фанданго. Судьба тоже получила свое….
@темы:
Миниатюры
«— Я король, я должен!»
Ради своей страны отказаться от своей судьбы... И что особенно сильно: судьба тоже получила своё.
Язык и стилизация тоже на высоте.
Очень, очень хорошо - сюжет, описание, проработка!
На минирегате было бы очень хорошо.
Серьёзно.
Поехали далее.
за что меня прозвали "Мореплавателем"
Быть может "Владыкой морей" лучше? Судя по всему он сам в экспедиции не ходил.
В неясном свете свечей
Однокоренные совсем рядом - не есть хорошо.
В свое время, воодушевив своих солдат и генералов на победу
Во-первых опять-таки одинаковые слова в рамках одного предложения. А во-вторых: автор, как вы думаете, стоит ли воодушевлять чужих солдат?
Кроме того, я не разделяю восторгов коллег по поводу вызова судьбе. Королю I снились драконы - но, как мы видим из текста, с ними он не столкнулся. Королю II снились дальние страны, но он снаряжал экспедиции, а не участвовал в них. Инфанте-королеве снился театр, но это совершенно не означало, что она должна всё бросить и идти играть. Королева поступила вполне по-шекспировски: превратила свою жизнь в театр одного актёра. Где же тут "Судьба ТОЖЕ получила своё"? Никакого ТОЖЕ и в помине нет. А фанданго.. что фанданго? Красивый элемент антуража - и только.
В ночных танцах она своё и получила. Как я поняла. Театр - днём на работе, вечером - культурный отдых.
Судьба получила её всю. Судьбе, как я понимаю, параллелограммно каким образом исполнилось предназначение. Она танцует фанданго - танцует. Играет в театр как минимум для себя - играет. Осталась ли она при этом королевой али нет - судьбе безразлично. Так что высокопарный trial на деле всего лишь исполнение сна.
На самом деле мне кажется, тема дискуссионная, о судьбе и предназначении...
Потому что театр
на работев лице королевы, пусть он и только для себя, имеет ряд ограничений. Там не она режиссёр, там она просто придерживается общепринятого сценария.А на ночных выгулах куда большая свобода действий(в плане собственно творчества), поэтому мне казалось, это несколько разные вещи.
Хотя таки одного рода.
А вот танцульки вечерком наоборот - полнейшее сковывание личности. Не дай бог хоть один опознает королеву - маэстры от Инквизиции умаются затыкать рты.
ну а может этих юных красавцев со взором горящим инетересовали вовсе не сны инфанты?
ну мореплавательм звали короля у автора, владыка морей - несколько более пафосно))
Королева может внести изменения в дворцовый церемониал. Не нравится ей порядок танцев или приём послов за обедом из других послов - она изменит. И никто не пикнет
Не врено)) Пикнет и не раз.. Дворцовый строгий этикет, извини__
А по поводу судьбы.. Т ы помнишь, что профессия актера была презираема и гонима? Играть на площади? Простите, сэр..
Это никак не судьба инфанты))
А вообще - согласись, когда есть о чем спорить - это радует.
Королева может принимать послов до обеда или после. В час пополудни или в семь утра. В тронном или танцевальном зале.
Но принимать послов и делать при этом маникюр - нет. И скучающе зевать она при этом не может. Есть рамки роли. Послы должны видеть это и это. Иначе - может произойти неприятность. Например, какая-то страна найдёт её поведение возможно оскорбительным для себя и начнётся лажа "ты мммня не уважаиш, а я на ття войной".
Я об этом.
Она может изменить порядок сцен, но не содержание роли.
Вот и сегодня министр Южных уделов попытался присоединить к своему поместью лишний кусок за счет коронных земель. Однако вовремя сыгранное королевой недоумение заставило его тут же отказаться от своих планов.
Здесь ещё ладно - есть вариации праведного гнева, равнодушной жестокости, ещё чего-то...
Узнать королеву...
На самом деле, в таких вещах это всегда слабый момент.
Остаётся как минимум несколько "но".
- как часто видят королеву простые смертные(нечасто и как правило издалека. Ну, ещё на портретах)
- в каком виде они её видят(поскольку это королева, а не король, парадная форма одежды, платье-причёска-косметика-декор могут координально внешность изменить. Хотя очень внимательные - может и догадаются, да. Риск однако. Но вероятность его можно прописать минимальной, как то: портреты королевы разрешено иметь только во дворце на память потомкам, или живопись непопулярна)
Вот.
Не врено)) Пикнет и не раз.. Дворцовый строгий этикет, извини__
Да. При этом регулярно в истории отмечены монархи-потрясатели устоев. И ничего, переживал как-то этикет, подстраивался под волю монарха. Дворцовый и дипломатический этикеты ,конечно, консервативны и бесконечно инерционны, но - изменяемы.
Она может изменить порядок сцен, но не содержание роли.А в театре она ничего не может изменить. Действие "Гамлета" всегда будет происходить в Эльсиноре, а не в Хельсинборге или Карлсруэ. Ромео и Джульетта сгинут в Вероне, а не в Сарагосе. Ревизор не может приехать в Диканьку.
Эта же королева может вообще не принимать послов. Держава у неё солидная, проглотят. Да и маникюром она вряд ли занимается сама
Узнать королеву...
На самом деле, в таких вещах это всегда слабый момент.
Остаётся как минимум несколько "но".
- как часто видят королеву простые смертные(нечасто и как правило издалека. Ну, ещё на портретах)
- в каком виде они её видят(поскольку это королева, а не король, парадная форма одежды, платье-причёска-косметика-декор могут координально внешность изменить. Хотя очень внимательные - может и догадаются, да. Риск однако. Но вероятность его можно прописать минимальной, как то: портреты королевы разрешено иметь только во дворце на память потомкам, или живопись непопулярна)
Если средневековье - то ее видят на монетах. Традиционно монархи чеканят монеты со своим профилем. Если наше время (а о времени действия ничего не сказано) - то телевизор наше всё.
Известно ведь, что самый надёжный канал распространения новостей - путём слухов. Достаточно одному человеку хотя бы предположить, что это королева - на следующий день он будет говорить, что ВИДЕЛ её. А через неделю все об этом будут знать.
А вообще - согласись, когда есть о чем спорить - это радует.
Радует, когда есть кому спорить
Подытожу. Я считаю, что королева исполнила предназначение судьбы, при этом абсолютно неважно в какой форме она его выполнила. Противостояние с судьбой не состоялось.
А даже если и не сама - всё равно не может
А в театре она ничего не может изменить.
В театре она может представить что-то новое.
Новый сюжет.
Ввести новый этикет - нереально сложно. Плюс надобыть ну ОЧЕНЬ серьёзным государством, чтобы начхать на мнение соседей. Они, сволочи, и объединиться могут. И не только войной пойти.
И потом, к вопросу о театре - ты как раз должен был слышать о некоем Жолдаке, который феерически потрясал устои "новым вИдением" классики в нашем театре Курбаса...
Если средневековье - то ее видят на монетах. Традиционно монархи чеканят монеты со своим профилем. Если наше время (а о времени действия ничего не сказано) - то телевизор наше всё.
Я же говорю - легко прописать. Средневековье, народная примета: портрет монарха на монете к его скорой смерти и смуте. Или что-то вроде. И на монете чеканят герб. Или ещё что. Или фигу - прикола ради.
Известно ведь, что самый надёжный канал распространения новостей - путём слухов. Достаточно одному человеку хотя бы предположить, что это королева - на следующий день он будет говорить, что ВИДЕЛ её. А через неделю все об этом будут знать.
Угу. Многим людям, видевшим НЛО, у нас верят?
Появление королевы среди простого народа - по сути дела для средневековья то же НЛО...
С другой стороны, при появлении таких слухов опять же можно прописать - что королева на некоторое время прекращала прогулки и со временем слухам верить перестали.
Новый сюжет.Да, поставить новый спектакль она может. Ввести героев, поставить им ограничения по роли - да, несомненно да.
Что мешает королеве ввести новое в этикете и на лето выезжать на какой-нибудь Островной дворец? Организовать новый праздник, прописав под него свой порядок и затем постепенно убрав старый? Да ничего не мешает.
В пределах жизни одного поколения изменения ого-го какие происходят. Тридцать лет назад казалось, что троекратный поцелуй - непременный атрибут власти в нашем государстве.
HinArien, мы уже сильно углубились в надстройки. А это означает, что миниатюра внутренне противоречива и не всеми частями работает на идею. Я, конечно, могу ошибаться, но противоречивость для миниатюры больше во вред, нежели на пользу.
Все немного не так. Если знать и понимать исторические реалии (а гоффрированные воротники и карлики при дворе, а так же сам титул инфанты четко указывают на географическое положение, эпоху и социальные условия), то вопросов не должно возникать.
А вот если просто "представлять" жизнь королей по сказкам разного рода, то и появляется такое вот непонимание...
Я что хотел сказать: я не вижу необходимости строго соотносить миниатюру с реалиями королевского двора Испании (Португалии), она о другом. И это другое, а именно - попытка обыграть судьбу и последующий компромисс с ней, мне кажется натянутым, поскольку судьбу инфанта-королева не переиграла.
Однако именно об этом очень долго шел спор. Долгое рассуждение о Ваших представлениях о королевских реалиях (кои вы трактовали несколько неверно), в то время как хотелось бы услышать что-то об идее.
судьбу инфанта-королева не переиграла
Вот наконец-то ближе к истине. А кто сказал, что она должна была ее переиграть полностью? Каждая из них двоих получила "свое".
Я хотел бы еще обратить внимание на одну историческую реалию, которая должна быть известна всем. Актриса - это синоним шлюхи. Тем более, актриса не придворного, а бродячего театра. Поэтому конфликт несколько глубже.
Автор (хотя оставаться инкогнито мне уже глупо!)
Тут абсолютно с вами согласен. Более того, до сих пор лицедейство, мягко говоря, не поощряется официальной церковью. Соответственно, предложение судьбы было достаточно... гм.. любопытным.
Однако из вашего текста следует, что предназначения не исполняются буквально (об этом я говорил). Из этого можно сделать вывод, что: "каждый получил своё" - ваш вариант, либо мой вариант - "судьба получила всё". Граница между ними, действительно, достаточно тонка.
Да ладно
Не очень понравилась концовка, так как ожидаемо.
Инфанта-королева, как настоящая женщина, прекрасно знает, что жизнь - это большой театр. И ролей здесь гораздо больше, чем на сцене. Она угодила и своей судьбе, и своему положению. Она играет множество ролей одновременно, отдаваясь каждой, и играет настолько талантливо, что зрители - придворные, министры, послы, подданные - верят ее игре.
И хоть действие миниатюры и развивается, предположительно, в Испании или Португалии, у меня королева проассоциировалась с Екатериной II - женщиной, о которой написано очень много и хорошего, и плохого, но не восхищаться которой невозможно.
А фанданго... в самом конце оно было немного лишним, на мой взгляд...
У меня, кстати, несмотря на титул "инфанта", ассоциация была с Елизаветой I (которая королева Англии).
Единственное что вызывает недоверие: королева никогда в одиночку не смогла бы выбраться из дворца. А героиня рассказа, судя по всему, делала это регулярно. Вообще для женщины, пусть и королевы, не иметь наперсницу? не простую помощницу, а поверенную, подругу? И кто сказал что женщины не умеют хранить тайны? Ведь королева-то тоже женщина.
И еще - мне жаль героиню. Она ведь так и не выполнила свое предназначение. Она его под себя обломала...
Концовка очень логичная, и в то же время неожиданная. Нравится все, даже придраться не к чему. Браво.
Believinga
Эта история давалась мне очень трудно. И все равно я ее безмерно люблю! Ибо писалась она долго, сюжет переделывался несколько раз. И вдохновение было. Как только возникло само слово - не принцесса, а инфанта, так сразу в памяти всплыли и картины моего любимого Веласкеса, его инфанты и карлики в мрачных залах испанского дворца. А еще - вспомнинились сказки Уайльда с его тонкостью образов и красиво описанным миром (хотя бы тот же "День рождения инфанты").
И я все время разрывался между лаконичностью и точностью. Между попыткой раскрыть всю палитру идей, которыми я попытался насытить миниатюру, и намерением нарисовать перед читателем картинку того мира, буквально вырасшего перед моими глазами во всех его подробностях. Между легкостью повествования и описательными деталями.
Как вижу, получилось не совсем оптимально. Однако для меня это повод через какое-то время вернуться к этой истории. Ибо инфанта меня не отпускает. Слишком она мне стала дорога!